?

Log in

No account? Create an account

samolet_blog


Путешествия и самолёты


Previous Entry Share Next Entry
Домодедово — вышка ATC (управление воздушным движением)
samolet_blog
И снова здравствуйте. Сегодня я расскажу о нашем визите «на вышку» в Домодедово. Для кого-то скажу кое-что новое, а кто-то просто освежит в памяти что ATC — это «air traffic control», или «управление воздушным движением». На самом деле, с вышки управляют не только воздушным, но и наземным движением воздушных судов, вот как правильней будет сказать. Вышка в прямом смысле представляет из себя вышку, возвышающуюся над зданием аэровокзала. Если ехать из Москвы в Домодедово, её будет видно прямо по-центру вокзала. Пройдём системы проверки, поднимемся на лифте и заглянем внутрь.

Домодедово, вышка ATC

В прошлом посте я обещал рассказать, как можно попасть на вышку. Давайте посмотрим правде в глаза — на вышку управления воздушным движением ради праздного интереса в нашей стране попасть практически никак нельзя. Можно работать в аэропорту и иметь соответствующий уровень допуска (имеет очень мало людей), можно быть большим начальником (тогда вообще тебе это скорее всего не нужно) или журналистом (этот путь требует много согласований). В нашей стране я был на двух вышках — в Кубинке и в Домодедово. В Кубинке — на дне рождения друзей, пилотажной группы «Стрижи», в Домодедово — для фото-сессии к выставке в «Самолёте». В первом случае это был вообще полу-военный аэродром и фотографировать было нельзя, во втором я отправлял снимки на согласование.

Домодедово, вышка ATC, пост малой авиации

Что бы понять, чем занимаются люди на вышке, дальше я буду её называть просто ATC, нужно знать, что воздушное пространство делится по регионам на три типа: неконтролируемое (uncontrolled), где действуют определённые правила, например, кто кому уступает (по аналогии с нерегулируемым перекрёстком); контролируемое (controlled), где диспетчер даёт указание воздушным судам что делать; специальное (special use), где действуют особые правила либо запреты, например зоны военных учений (MOA — military operations area).

По высоте, в соответствии с директивами ICAO, воздушное пространство разделяется на классы — от A до G. Не вдаваясь в подробности, оно тоже бывает контролируемым и неконтролируемым. То, где летают «на эшелоне» (фаза полёта cruise), высоты от 18.000 до 60.000 футов (эшелоны 180-600), называется «воздушное пространство класса A». Всё я это говорю к тому, что вышка в Домодедово отвечает: а) за определённый географический регион; б) за определённые «эшелоны» (высоты). За разные «высоты» отвечают разные посты.

Домодедово, вышка ATC, пост полосы №2

Представим, что вы входите в воздушное пространство, за которое отвечает пункт управления воздушным движением, который находится в аэропорту. Что вы можете сделать? Можете пролететь мимо и «поехать» дальше к пункту назначения. Можете сесть в аэропорту в штатном режиме, высадить пассажиров и выгрузить груз. Можете попытаться сесть в нештатном режиме.

Войдя в воздушное пространство, вы связываетесь к диспетчером (частоту вы получили от предыдущего диспетчера другого воздушного пространства, который передал вас «по эстафете» или посмотрели в карте). Вы говорите диспетчеру о своих намерениях, диспетчер говорит вам что делать или даёт частоту другого диспетчера, который отвечает за запрашиваемую вами процедуру, например, прохода или посадки.

Как диспетчер видит вас на экране своего «радара» и самое главное идентифицирует, что вы — это вы? Когда вы выходите на связь, он скажет вам установить определённый код ответчика (transponder code) — это четыре цифры. Радар «мазнёт» ответчик, тот в свою очередь отдаст ему свой код. Есть специальные коды, например, «потеря связи» (lost communications, «7600») или «захват воздушного судна» (unlawful interference, «7500»). Вы летите, у вас отказали все радиостанции, вы ставите этот код «7600» и диспетчер знает, что связываться с вами бесполезно, ещё он может с большой вероятностью предположить, что вы сейчас будете делать, так как на каждый специальный код есть определённые процедуры, которые знают и пилоты и диспетчеры. В общем, он заранее разгонит из воздушного пространства все самолёты и очистит под вас полосу.

Почему нужно пролетать вблизи аэропортов, хотя по карте в точку назначения «по прямой» лететь быстрее? Потому что маршрут планируется с учётом так называемых escape routes, путей экстренных посадок, например, на случай отказа двигателя. Самолёт, после отказа всех двигателей, не падает, а продолжает планировать. Сколько он может пролететь, вычисляется по формуле, как правило, от 10 до 15 раз больше текущей высоты. Поэтому маршруты планируют через промежуточные аэропорты.

Домодедово, вышка ATC, вид на терминал внутренних линий

Однако, как я уже сказал, ATC управляет не только движением в воздухе. Когда самолёт приземлился, его передают диспетчеру, отвечающему за «рулёжку», которая по-английски называется taxi. В Домодедово я не уточнял, но очень часто бывают и диспетчеры, отвечающие за гейты (gate manager), говорящие к какому телетрапу рулить и можно ли вообще это делать. На картинке выше вы видите терминал внутренних рейсов, как он выглядит в вышки, с её балкона.

Домодедово, вышка ATC, вид на пост второй полосы

Наступает вечер. Слева направо пост диспетчера: монитор с актуальными метеоданными и состоянием полосы (например, коэффициентом сцепления); схема актуального воздушного движения («радар»); схема движения на земле - у терминала, на стоянках и рулёжках к полосе; данные ATIS (автоматическая система оповещения о погоде в аэропорту); экран-пульт управления освещением полосы.

В двух словах, что такое ATIS? Это «автоответчик» погоды. Когда вы хотите сесть в каком-то аэропорту, вам нужно знать метеорологическую обстановку. Что бы не отвлекать диспетчера (что бы у него не спрашивали), вы сначала настраиваетесь на частоту ATIS (смотрите в карточке аэропорта и на карте написано), слушаете сообщение, которое там закольцовано. Каждое сообщение имеет идентификатор от A (alfa) до Z (zulu). Когда выходите на связь с диспетчером, говорите что у вас погода, например, P (papa). Диспетчер знает, что это самая актуальная погода и вы понимаете друг друга с полуслова. Возможно, пока вы там вычисляли топливо или пили кофе, ATIS вышел новый, в нашем случае Q (Quebec), тогда диспетчер вас отправит слушать новую сводку. Сообщения ATIS набивают сами диспетчеры на клавиатуре, которую видно на картинке.

Домодедово, вышка ATC, вид перрон

Если выйти на балкончик ATC, открывается прекрасный вид. Зачем ATC находится на вышке? Для того что бы был виден весь аэропорт как на ладони. Ну и что бы диспетчеры снимали стресс от своей очень ответственной и тяжёлой работы, наблюдая самолёты на фоне прекрасных рассветов и закатов. :) Кстати, диспетчеры работают посменно, не помню точно, чередование что-то типа два часа работы и два часа отдыха. Ещё у них есть главный - «РП» (руководитель полётов).

Безусловно, про управление воздушным движением можно рассказывать ещё очень долго, но я же не учебник пишу или книжку. Просто посмотрите фотографии ещё раз и знайте во время следующего полёта, что это люди, без которых современная авиация была бы невозможна. Завтра я покажу вам фотографии и сделаю небольшой рассказ о службе кейтеринга аэропорта Домодедово, о том, как готовят еду, которую вы едите на высоте 10 км.

В качестве бонуса к рассказу, рекомендую вам послушать песню Майка Олдфилда «5 Miles Out», ну либо хотя бы прочитать текст песни. Можно почерпнуть для себя немного нового из темы радиообмена с диспетчером.

Часть этих фотографий моих рассказов появится на фотовыставке в семейном центре «Самолёт».

Желаю вам удачи.

  • 1
Бывал я на вышке в ДМД, работая там представителем, еще году в 2003-ем...сейчас иногда думаю о том, чтобы бросить этот подход и пойти на вышку работать - там хоть белый свет видишь и самое главное - это самые красивые этапы полета, которыми можно наслаждаться помоему бесконечно))))

А вы чем сейчас занимаетесь? На подходе работаете? Это 4-м этаже?

На подходе..только это не 4 этаж, и даже не домодедово территориально...Московский центр находится во Внуково.

Я вас иногда на VHF слушаю. :)

Первый раз вижу вышку ATC.
Очень интересно и подробно рассказали. И показали :) Спасибо большое.
На выставку в "Самолёте" надо съездить.

Спасибо за отзыв. На этой неделе я допишу посты, на следующей займусь выставкой. Она у нас достаточно часто меняется, сейчас висят фотки из технических музеев Зинсхайма и Шпиера. После Домодедово в этом году будет Нью-Йорк, Монтреаль, Чикаго, Атланта, Афины (до июня).

Всегда мечтал побывать в такой штуке! :)

А что за публика а первом снимке слева сзади - какие-то люди явно не диспетчерского вида, по крайней мере они даже не сняли зимнюю одежду.

Безумно интересно!

May I use your photos ?

Hello!

I am writing from Japan.
I need some photos of Russian ATC.
May I use some of your photos published on your Blog?

Megg

Фото не отображаются

Сегодня, 11.02.2015 решил посмотреть ваш блог, и заметил, что фото не грузятся. Очень жаль, тема очень интересная. Надеюсь, что восстановите.

  • 1