?

Log in

No account? Create an account

samolet_blog


Путешествия и самолёты


Previous Entry Share Next Entry
Домодедово — топливо
samolet_blog
Много, много, дорогие друзья, воды (и авиационного топлива) утекло с времени публикации того поста, где я пообещал вам рассказ о поездке в Международный аэропорт Домодедово. Тяжело, тяжело давалась нам работа по этому проекту. Но теперь всё позади и я приятно устроился на своём кресле перед компьютером, у меня в руках клавиатура и огромное желание рассказать вам о том... о чём мне сказали, что я имею право рассказать.

Домодедово, топливозаправщик

Когда я написал письмо в аэропорт с предложением сделать фото-сессию для участия в наших регулярных фото-выставках (на территории развлекательного центра «Самолёт»), я был приятно удивлён быстротой ответа. После непродолжительной переписки мы уже собирали сумки с фотоаппаратом и аксессуарами и 11 декабря 2009 года выдвинулись на редакционном микроавтобусе в Домодедово.

Первый мой рассказ — об авиационном топливе, вернее о том, как устроена система заправки самолетов в Домодедово (ну и, в общем, в любом обычном аэропорту).

Исторически сложилось, что в районе Домодедово нет нефтеных месторождений и нефтеперегонного завода, что требует определённых усилий по доставке авиационного топлива в аэропорт. Здесь эта проблема решена двумя способами — топливопроводом и железнодорожными цистернами. Воспользуемся любезным приглашением нашего гида и поднимемся на мостик между двумя железнодорожными путями, по которым приехали цистерны с авиационным топливом. В одной цистерне вмещается около 65 тонн.

Домодедово, железнодорожные цистерны с топливом

Когда топливо привезли на распределительную базу, она, кстати, находится за пределами аэропорта на некотором отдалении, топливо нужно что? Правильно. Топливо нужно проверить. На самом деле, топливо проверяют несколько раз, прежде чем оно попадёт в «самолёт с серебристым крылом, что взлетая, оставляет за собой лишь [инверсионный — прим. автора] след». Я заботливо замазал в Фотошопе бэйдж сотрудника лаборатории, на всякий случай. Кстати, у сотрудников бэйджи красивые — цветные, а нам, посетителям, выдали обычные такие серые-серые.

Домодедово, контроль качества топлива

Существуют разные методики контроля качества топлива, не только авиационного, кстати. Просто для бензина, который мы заливаем в машины, качество, безусловно, важно, но не так критично. Среднестатистический отказ двигателя из-за качества топлива у машины и у самолёта приводит, обычно, к разным последствиям. Так что в ваш самолёт, на котором вы полетите из Домодедово в Волгоград, Цюрих или, ой как далеко, в Сидней, будьте уверены, закачают качественное топливо.

Когда топливо проверили, его нужно слить в хранилище, что логично. Вот такие бочки-переростки установлены недалеко от аэропорта. Кстати, раньше, в «те времена» эта была единственная заправочная база, на которой топливо разливали по автоцистернам, которые, в свою очередь, выезжали на дорогу, ехали на перрон аэропорта и там заправляли самолёты. Более подробно о схеме заправки — ниже, а пока заберёмся на одну из бочек ёмкостью [мне запретили снимать табличку, на которой написаны её параметры, поэтому процитирую по памяти, возможно ошибусь] — 10,000 (десять тысяч) тонн.

Домодедово, огромная цистерна с топливом

Скажу честно, что кое-какие детали мне пришлось убрать с помощью Фотошопа с этих фотографий по просьбе кого надо.

Наверх ведёт винтовая лестница, здесь мы её показывать не будем, она абсолютно стандартна. С такой «бочки» вид открывается необычный, не потому что вокруг летают самолёты (сложно удивить кого-либо уже), не потому что красиво (лес во все стороны, который зимой отнюдь не блещет красотой), а из-за вот этих ёмкостей с топливом, которые натыканы то тут, то там и одна больше другой.

Пока поднимаешься по лестнице, обращаешь внимание на трубопроводы, опутывающие танки и змеящиеся в пространстве между ними. Одни трубы нужны для распределения топлива, другие — система пожаротушения. Кстати, в отличие от сплинкерной системы в зданиях (такие штуки на потолке, которые начинают фонтанировать, когда жар от пожара плавит в них предохранители), система здесь построена другим образом. В бытовой и промышленной системах пожаротушения внутри зданий в «систему» (замкнутый контур) закачена под вода и, если в одном месте образуется дырочка (плавится предохранитель на сплинкере), вода под действием естественных сил начинает фонтанировать, «выливаться». Когда давление системы падает, из-за того, что много воды уже вылилось, включаются специальные нагнетательные насосы, которые загоняют в систему воду из городской системы водоснабжения.

Здесь, так как трубы на улице, и если в систему залить воду, она зимой замёрзнет, используется «сухотруб». Трубы внутри пустые, без воды. Если вдруг чего, насосы нагнетают в систему жидкость для тушения пожара. Не знаю, можно ли потушить авиационное топливо водой. Так же по территории расставлены вот такие колпачки для пожарных гидрантов, на заднем плане видны молниеотводы.

Домодедово, наболдажник пожарного гидранта

Топливо привезли, проверили, складировали. Что происходит потом? Потом его надо доставить на распределительную станцию, она находится уже непосредственно на территории аэропорта. Это нужно, во-первых, для того, что бы заправленные топливом автоцистерны по обычной дороге не ездили, как было раньше. Во-вторых, в Домодедово есть система подачи топлива по трубопроводу прямо на перрон (где самолёты стоят около АВК — аэровокзального комплекса), нагнетать в неё топливо тоже проще отсюда.

Домодедово, аэропортовые танки

Эти танки не так огромны, как те, которые за территорией. Рядом есть заправочная станция для автоцистерн, которые подвозят топливо к самолётам. Кстати, в аэропорту помимо самолётов очень много потребителей и другого горючего — и обычного бензина, и дизеля. Эти энергоносители нужны для обслуживающей техники — снегоуборочной, автотрапов, машин кейтеринга да и просто обычных легковушек САБ (службы авиационной безопасности). В одном из следующих выпусков моих заметок я расскажу, как сотрудники последних проверили у меня за 3 часа пребывания на перроне паспорт 11 (одиннадцать) раз.

Возвращаясь к картинке, слева на кадре — топливопровод, а рядом технологическая лестница. Спросив разрешения, я взобрался на неё и сделал не только снимок топливохранилища, но и автопортрет.

Домодедово, Владимир Филиппов

В стиле фэшн-журналов:
на Володе надето - куртка Bonfire, шапка с пумпоном Windlocker, сигнальная жилетка «Аэропорт Домодедово» с карманом для бэджа, который здесь, на особо охраняемой территории, должен быть виден всегда. В наш первый визит мы мы поехали в карго-терминал (грузовой), где очень приветливый молодой человек выдал нам эти жилетки, а потом разрешил оставить себе. Честно говоря, это очень приятный сувенир и один из лучших авиационных в этом году.

Когда я слез с топливопровода нас повели на экскурсию в насосную станцию. Она забирает топливо из больших танков, ещё раз фильтрует его и нагнетает в топливные системы, уходящие на перрон и другие заправки.

Домодедово, насосная топливная станция

Как я уже говорил, заправляют здесь самолёт двумя основными способами. Первый — классический. Самолёт стоит на стоянке, к нему подъезжает заправщик, техник раскатывает рукав, подсоединяет его к бакам самолёта (как правило, в крыльях) и производит заправку. Топливо перекочёвывает из танка автоцистерны в танки самолёта. Этот способ удобен тем, что можно заправить самолёт, который стоит практически в любом месте аэропорта. Конечно же заправки по типу «как для машин» нет, самолёты сами никуда не ездят заправляться, проще и дешевле подогнать на стоянку заправщик.

Этот способ применяют ещё в том числе потому что на перроне всегда не хватает свободных «руковов» (называются телетрапы) и самолёты часто останавливаются вдалеке, куда посылают автобусы за пассажирами и обратно, ну и заправщик.

Домодедово, автозаправщик

Второй способ применим для больших самолётов, требующих мно-о-ого топлива — топливопровод на перроне. Через машину-«адаптер» самолёт подключают к топливопроводу, откуда в танки (в крыльях и во многих дальнемагистральных самолётах дополнительно третий танк в грузовом отсеке) закачивают топливо.

Домодедово, передвижной топливный насос

Технические подробности я не уточнял, но мы видим на этой фотографии, что в земле есть люк, в котором находится горловина топливопровода. Машина играет роль насоса и, видимо, тарификатора. Так как, сняв розовые очки, мы прекрасно понимаем что за каждый килограмм топлива (а в авиации меряют топливо не в литрах, а килограммах или тоннах) авиакомпания должна заплатить заправочной службе аэропорта.

На следующем снимке вы видим пульт управления этой передвижной насосной станцией. Сразу вспоминается история, как на каком-то военном аэродроме был день открытых дверей для близких родственников пилотов, пришла жена кого-то из пилотов, её посадили в кабину истрибителя. Она мужу: «Вася, а нафига тебе столько часов?». :)

Домодедово, передвижной топливный насос, пульт управления

В принципе, это всё, что я хотел рассказать вам от топливной системе в Домодедово. Когда мы приехали снимать вторую серию фотографий, нам выдали комфортабельную Шкоду в качестве машины сопровождения и повезли на топливо-распределительный комплекс. По дороге я сфотографировал Боинг-747 на стоянке. Насколько я знаю, Трансаэро — единственная в стране авиакомпания, у кого есть пассажирские Боинги-747.

Домодедово, Боинг-747 Трансаэро

Завтра я расскажу вам об антиобледенительной (deicing) обработке самолётов в Домодедово. Обычно мы видим из окна самолёта только специальную машину, которая распыляет на крылья антиобледенительный состав. Я побывал в специальном цехе, где готовят антиобледенительную жидкость, хранят её, смешивают в определённой пропорции перед обработкой с водой, ну и на лётном поле в тот момент, когда обрабатывали самолёт авиакомпании ВИМ-Авиа.

Часть этих фотографий моих рассказов появится на фотовыставке в развлекательном центре «Самолёт».

Желаю вам удачи.

  • 1
(Deleted comment)
Спасибо, интересно!
Вопросик кстати: почему в Волгоград?

"Так что в ваш самолёт, на котором вы полетите из Домодедово в Волгоград, Цюрих или, ой как далеко, в Сидней, будьте уверены, закачают качественное топливо."

Очень заинтересовал вопрос пожарной безопасности. Наверное в этих гидрантах не вода, потому что любые горючие материалы легче, а значит, они будут продолжать гореть, плавая на поверхности воды.На сколько я знаю, горючие материалы тушат специальной пеной. Она лёгкая, поэтому всегда находится на поверхности)))
Спасибо за предоставленный материла, очень интересно))))

  • 1